Разработка стратегии проекта

Стратегия без тактики — это самый медленный путь к победе. Тактика без стратегии — это просто суета перед поражением.

– Искусство Войны

Чаще всего при запуске проекта забывают разработать стратегию продвижения этого самого проекта. По большей части из-за того, что нет четкого определения стратегии и каждый понимает это слово по-своему. Однако разработка стратегии позволяет избежать многих ошибок в разработке продукта, а в итоге сократить драгоценное время и бюджет.

Когда просишь заказчика сформулировать стратегию, то чаще всего слышишь все что угодно, но не формулировку стратегии. Быть клиентоориентированной компанией и сделать счастливым каждого Клиента — это не стратегия, а миссия. Захватить 30% рынка — и это не стратегия, а цель, причем плохо сформулированная. Работать качественно и эффективно, а это уже ваша задача или обязанность, но не стратегия.

Миссия, цель и задача – все это важно и нужно. Но нужно понимать как именно вы их будете воплощать в жизнь. Это и есть стратегия!

Стратегия — это четкое объяснение того, как вы перейдете из текущей ситуации в желаемую, а не направление того куда вы собираетесь прийти. По сути — это план действий для достижения цели.

При формировании стратегии важно учесть два ключевых фактора.

Первый фактор – это кто ваш идеальный клиент. Опишите его максимально точно. Идеальным клиентом не могут быть люди среднего достатка от 20-56 лет. Это слишком размыто. Мне нравится подход по определению идеального клиента, который описан в книге «Психбольница в руках пациентов».

Алан Купер предлагает максимально подробно описывать будущего потребителя: женщина 35 лет, работает бухгалтером и воспитывает двух детей. Пользуется автомобилем FordFocus для поездки на работу. Предпочитает технику Apple для работы… и так далее. Можно даже выбрать ей образ из любого фотобанка и придумать имя. Это позволит разрабатывать и рекламировать продукт не несуществующему «среднему пользователю», а конкретному типу людей.

Второй фактор — это ваше отличие. Нельзя делать то же самое что и другие. Особенно если у вас такая же цена, что и на рынке. Вашим пользователям нужно точно понимать почему они будут пользоваться вашим решением, чем именно вы будете отличаться от конкурентов.

Возможно, в вашей округе вы единственный, кто предоставляет это решение. Или вы работаете по постоплате,  даете отсрочку платежа… А может, у вас продукт как у всех, но вы выгодно отличаетесь за счет сервиса. Помогите своим клиентам сформировать правильные критерии для сравнения вас с вашими конкурентами.

Учтя всего два этих фактора, вы избавите себя от целой кучи головных проблем.

Во-первых, вы здорово сэкономите на разработке продукта. Ведь вы будете четко понимать для кого именно вы его делаете и сможете четко прописать бизнес-требования проекта. Не нужно будет гадать, понравится этот стиль нашим клиентам или нет, можно будет просто спросить. Не нужно гадать стоит сделать эту услугу или нет, вы просто будете делать в первую очередь только то, что решает поставленные бизнес — цели. К тому же при хорошем описании клиента часть вопросов отпадут сами собой.

Во-вторых, вы еще больше сэкономите при продвижении продукта. Если вы четко знаете свою целевую аудиторию и сделали продукт специально для нее, то нет смысла лезть на всех пользователей страны или Рунета. Каждый канал продвижения будет работать только на ваших понятных пользователей.

Итак, прежде чем решать, каким цветом рисовать логотип или какую мебель взять в будущий офис, начните с главного — со стратегии.

Подробнее о разработке стратегии можно почитать в книге “По Рекомендации” Джон Янч.


Чернов Дмитрий© chernov.pro