Книга: Психбольница в руках пациентов (+конспект)
Больше года уже планировал прочитать эту книгу, но постоянно откладывал. Среди менеджеров по разработке сайтов она считается обязательной к прочтению. Так ли это и причем здесь психбольница – давайте разбираться.
Глобально книга состоит из двух частей. И на первую часть отведена реально половина книги. В первой части автор очень красноречиво передает свою боль о том как в данный момент проектируются интерфейсы. Под его критику попадает все: продукты Microsoft, меню телевизора, будильники, цифровые фотоаппараты и даже брелок от автомобиля.
В первой части автор пытается донести на сколько важно подходить ответственно к проектированию, как это упрощает и сокращает этап разработки. В конечном счете можно даже позабыть про срок сдачи проекта, ведь если вы выпустите удобный продукт – он в любом случае понравится, а если вы сделаете не удобный, то никому не будет дела, что он сделан вовремя.
Индустрия высоких технологий по недосмотру поставила во главу программистов и инженеров, поэтому доминирует их сложная в применении инженерная культура.
Несмотря на кажущиеся полномочия, люди на руководящих постах попросту не контролируют индустрию высоких технологий. Этим шоу заправляют инженеры. В своем стремлении принять многочисленные преимущества кремниевых микросхем мы отреклись от ответственности. Мы позволили пациентам завладеть психбольницей.
Хотя первая часть сильно затянута, с автором сложно спорить. Всем нравятся вкусные и удобные продукты. О том как их создавать рассказывается во второй части книги. Подход к проектированию расписан не так чтобы очень подробно, но подход автора понятен.
Перед реализацией всегда должен идти черед проектирования. Первый шаг проектировщика – это определить ключевых среднестатистических пользователей. Такому пользователю обязательно дается имя, место работы, придумывается стиль одежды, привычки, марка авто и расписываются его типичные цели.
Под каждого пользователя должен быть свой интерфейс. Вот почему автор считает, что в проекте не должно быть более трех типов пользователей. Если вы хотите создать проект удобный для всех – то скорее всего он станет неудобным ни для кого.
Алан упоминает о интересном исследовании, в ходе которого выяснилось, что люди при работе с компьютером воспринимают его как человека. Думаю вы и сами не раз замечали как вы или ваши коллеги пытались уговорить компьютер работать быстрее или ругались на очередное диалоговое окно. Все мы знаем, что это бесполезно, но ничего не можем с собой поделать.
В этом ключе рекомендуется создавать интерфейсы, которые будут имитировать поведение вежливого человека.
Программы постоянно скулят при помощи диалогов подтверждения и хвастают ненужными строками состояний. Я не желаю слышать о том, насколько тяжело трудится компьютер, это излишняя информация. Меня не интересует, что у программы проблемы с уверенностью в себе, когда она не может решить, очищать ли мусорную корзину.
Чтобы сделать программу вежливой, следует ориентироваться на следующие пункты:
- Вежливая программа интересуется мной
- Вежливая программа относится ко мне уважительно
- Вежливая программа обходительна
- Вежливая программа ведет себя разумно
- Вежливая программа предвидит мои потребности
- Вежливая программа отзывчива
- Вежливая программа не склонна делиться своими личными проблемами
- Вежливая программа в курсе происходящего
- Вежливая программа проницательна
- Вежливая программа уверена в себе
- Вежливая программа всегда сосредоточенна
- Вежливая программа покладиста
- Вежливая программа дает мгновенное удовлетворение
- Вежливой программе можно доверять
Принцип здесь очень простой: Разрешайте человеку делать, что ему угодно, но храните очень подробные записи об этих действиях, чтобы можно было с легкостью восстановить ход событий (например восстановить удаленный файл).
При проектировании каждый шаг должен быть зафиксирован в документации. Описание сложно включать в себя все исчерпывающие подробности и примеры. Разумеется оно должно быть представлено разработчикам и восприниматься как чертеж, а не как руководство. Достаточно детализированная спецификация по объему неотличима от кода, эта документация реализующего.
В итоге проектировщик отвечает не только за удобство использования будущего продукта, но и за качество проекта в целом. Именно проектировщик работает со списком функций и графиком разработки.
В целом с автором сложно спорить. Он проводит отличную параллель с кинопроизводством, в котором львиную долю занимает проектирование. Еще до съемок прописывается не только сценарий и диалоги, а так же положение предметов в кадре, кто как будет выглядеть и как двигаться.
Даже не смотря на то, что книга в некоторых местах слишком затянута, она по праву считается must-read для руководителей проектов.
Вся полезная информация о проектировании у меня уместилась на 12 страничках. Если нет времени читать всю книгу, то можно скачать конспект “Заметки по проектированию”.
Чернов Дмитрий© chernov.pro