Книга: Искусство обучать.


Автор книги: 
Джули Дирксен
Прочитано: за 4 часа 50 минут.

Наверняка у вас был любимый учитель в школе или в институте. И как следствие – любимым становился сам предмет, который он преподавал. А еще возможно у вас был и самый нелюбимый учитель, предмет которого вам не нравился. Когда опросили школьников, чем хороший учитель отличается от плохого – то самый распространенный ответ:”Он классный!”.

Идет время, и мы продолжаем учиться на тренингах, курсах повышения квалификации, семинарах… и уже будучи взрослым и сознательным человеком, не важно как сильно нам нужно что-то выучить, нам так же попадаются хорошие тренера и не очень.В чем же разница, почему одни разжигают огонь в глазах, а другие вызывают только скуку? Вот что на этот счет пишет Джули Дирксен:

Как мне кажется, задача эффективного образовательного процесса заключается в том, чтобы слушатели получили на занятии новые навыки или совершенствовали имеющиеся, которые можно применить в реальной жизни и которые помогут им сделать то, что нужно или хочется. Если вашим слушателям предстоит пройти путь от новичка до эксперта, задайте себе вопрос: как можно помочь им в этом процессе? 

Собственно ее книга “Искусство обучать” и рассказывает как из новичка сделать эксперта. Особенно приятно, что Джули в своей книге делает упор именно на передачу навыков, а не информации. Это очень важно. Ведь можно прослушать великолепный эмоциональный, красочный курс и ничего не понять, а можно научиться чему-то новому. В моем представлении эффективное обучение всегда позволяет выработать некий новый навык. Да и при заказе тренинга руководители тоже хотят, чтобы их работники научились делать что-то новое, а не просто провели время за интересными разговорами.

Но вот здесь мы сталкиваемся еще с одним подводным камнем: навык – появляется только после практики, а на это нужно время… Так что не тешьте себя иллюзиями, что можно за несколько часов тренинга освоить некую новую компетенцию. За это время можно получить лишь новую информацию. Это я к вопросу о эффективности тренингов, которые обещают сделать из человека супер профессионала за 4 часа.

Как ни странно, но составление процесса обучения это настоящая работа. И как у любой работы, у нее есть несколько этапов. Каждому этапу посвящена отдельная глава:

Глава 1. С чего начать?
Глава 2. Кто ваши слушатели?
Глава 3. В чем цель?
Глава 4. Как мы запоминаем?
Глава 5. Как привлечь внимание?
Глава 6. Как конструировать процесс обучения?
Глава 7. Как развить навыки?
Глава 8. Как создать мотивацию?
Глава 9. Как создать среду?

Согласитесь, любому тренеру, учителю, педагогу… нужно уметь прорабатывать каждый этап и знать ответы на все эти вопросы.

В книге очень много полезной информации, и у меня точно не получится о каждом совете или инструменте. Но наверное стоит остановиться на разделе про награды во время обучения.

Сейчас многие стараются сделать учебу увлекательной и начинают использовать приемы из проектирования игр. Считается, что хороший приз позволяет стимулировать учеников к обучению. Но не все так гладко как хотелось бы. Конечно, использование призов и наград позволяет моментально сконцентрировать внимание на процессе обучения, тем не менее есть и недостатки.

Как только вы начинаете платить деньги, деятельность превращается в работу, что может негативно отразиться на результатах или мотивации. Например, дети, которых поощряют за рисование, будут рисовать меньше, чем те, которые занимаются этим по своей воле. Как только появляется механизм компенсации, занятие превращается в работу или обязанность. Акцент может очень быстро переместиться с самой деятельности на вознаграждение.

Гораздо лучше сделать так, чтобы слушатели получали не внешнюю награду (приз), а внутреннюю (компетенцию или навык). Например при обучении использованию программы Photoshop лучше сделать так, чтобы в конце каждого урока они умели делать что-то полезное для себя:

Photoshop для начинающих
Урок 1: как создать отличную шапку для блога.
Урок 2: как превратить никакой снимок в потрясающий.
Урок 3: как создать обложку для альбома.
Урок 4: как убрать вашего бывшего со свадебных фотографий сестры.

Это окажется гораздо эффективнее если вы просто подарите графический планшет самому лучшему ученику по окончании курса.

Стоит рассказать и о том, как выглядит книга. Хотя нет, лучше показать.

Каждая важная информация сопровождается отличной иллюстрацией. И я поймал себя на мысли, что мне легко вспоминать эти картинки и их смысл. В результате книга просто легко читается и отлично запоминается. То есть она сама является отличным примером учебной литературы. Вот бы все учебники и руководства были сделаны подобным образом!

В книге большая часть примеров взята из тренингов для компаний, но все принципы можно и нужно использовать для обучения любых возрастов.

Она просто обязательно должна находиться в библиотеке у каждого учителя, тренера, преподавателя… а так же я ее рекомендую тем людям, которые не мыслят своей жизни без дополнительного образования.

После этой книги рекомендую прочитать “Гибкое сознание” и “Как люди думают“. И последний совет – очень рекомендую брать именно бумажную версию, не пожалеете.

Купить “Искусство обучать” Озоне | Скачать  “Искусство обучать” книгу на Озоне | Взять почитать на Friends-book.ru

Чернов Дмитрий© chernov.pro