Метод Синектики

Дальнейшим усовершенствованием технологии мозгового штурма является метод синектики.

Этот метод  предложил В. Дж. Гордон, который сформулировал его в виде метода решения проблем, когда руководил группой по исследованию изобретений.

Синектика- в переводе с английского “synectics” – совмещение разнородных элементов. Полное определение в словаре английского языка звучит так:

«Синектические группы — группы людей различных специальностей, которые встречаются с целью попытки творческих решений проблем путем неограниченной тренировки воображения и объединения несовместимых элементов»

Как и при мозговом штурме, при использовании синектики формируются группы по 6-8 человек. Но с той лишь разницей, что эти группы постоянные для разных задачек и все участники обучены методу синектики. В мозговом штурме же можно набирать каждый раз группу любых людей без специальной подготовки, результат в большей степени зависит от мастерства ведущего.

Так же в синектической модели штурма допустима критика, но лишь та, которая позволяет улучшать или развивать высказанные идеи. В результате группа привыкает к постоянной критике и не боится её, т.е. воспринимает критику адекватно как улучшающий инструмент.

Технология проведения синектического штурма похожа на технологию мозгового штурма, но все же есть некоторые расхождения: активное применение аналогий и иной способ психологической настройки.

На синектические встречи желательно приглашать экспертов из области решаемой проблемы. Их задача пояснять проблемную ситуацию. Так же эксперт является помощником ведущего и может давать наводящие вопросы в ходе обсуждения. Но основная его задача – выявление полезных и конструктивных идей в процессе обсуждения. Эксперта обязательно подготавливают к встрече и объясняют правила проведения синектической встречи (особенно про конструктивную(!) критику).

1. Формулировка в общем виде. Проблема Как она Дана (ПКД)



Считается, что преждевременная формулировка задачи, только загоняет в рамки участников сессии. Поэтому никого из присутствующих (кроме ведущего) не посвящают в конкретные условия изобретательской задачи.

В начале встрече синекторы дают задачку в том виде в котором получили её от заказчика (пример: как пенистую структуру пищевого продукта) или с обсуждения признаков задачи, например с объяснения общего принципа обсуждаемого процесса. Это обсуждение охватывает огромный диапазон общих проблем и постепенно сужается под влиянием вопросов ведущего, который и направляет обсуждение в необходимое русло.

В этой стадии все участники стараются тут же, без всяких синетических методов найти решение проблемы. Выдают даже глупые идеи. Здесь задача эксперта – объяснить их слабые стороны и разъяснить сущность действительной проблемы. Благодаря такому ходу убивается сразу два зайца:

  1. сброс из головы первых идей, которые за частую усложняют появление новых
  2. нахождение настоящей формулировки задачи со всеми упущенными моментами при её первоначальном формулировании.

2. Анализ проблемы. Проблема Как её Понимают (ПКП)

Вместе с экспертом ищутся возможности переформулировать задачу в привычную или известную проблему. Очень важно, чтобы каждый участник (даже эксперт) смогли оригинально сформулировать одну цель решения. Если продолжать задачу про получение пенистой структуры пищевого продукта, то формулировка может выглядеть так: как заставить материал расширяться чтобы он стал пенистым? Или наоборот: как можно сжать материал до получения пенистой структуры?

Когда понята суть проблемы и её цель, участникам дается задача сформулировать её так, как они её понимаю или же как они её видят. Это делается для выявления направлений по которым можно было бы продолжить поиск решения задачи. По большому счету, зачастую на этом этапе одна большая проблема делится на несколько простых маленьких.

Затем руководитель группы и эксперт выбирают одну наиболее точную формулировку.

3. Генерирование идей в выбранной формулировке.

Процесс генерации идей начинается с экскурсии по различным областям: техники, живой природы, политики, социологии, психологии, машиностроении, химии и т.д. Задача такой экскурсии – выявление решений аналогичных проблем в этих областях.  Такой подход позволяет найти множество точек зрения на рассматриваемую проблему и активизировать творческое мышление.

Экскурсию начинает руководитель. Он просит привести примеры-прецеденты, в которых имеет место рассматриваемая ситуация или очень похожая к ней. В процессе поиска этих примеров используется четыре вида аналогий: прямая, личная, фантастическая, символическая.

Прямая аналогия.
Рассматриваемый процесс или объект сравнивается с аналогичными из других областей. Т.е. ищутся готовые решения. Если мы хотим усовершенствовать процесс окраски стен, то рассматриваются процессы участвующие в окраске минералов, птиц, танков или как окрашивают бумагу.

Личная аналогия.
В этом типе аналогии каждый участник отождествляет себя с рассматриваемым объектом. Задача решателя – вживиться в образ рассматриваемого объекта или процесса, попытаться выяснить возникающие при этом ощущения…  Это позволяет лучше рассмотреть задачку, выявить ряд факторов и параллельных процессов, которые обычно ускользают от взгляда при обычном рассмотрении. Очень часто именно этот вид аналогии позволяет находить хорошие решения.

На заметку креативщикам. Этот вид аналогии с успехом применяется при обучении фотографов. Для развития творческого видения им предлагается сделать фотографии картин, которые “видят” другие предметы или процессы. Например попробуйте сделать фото как вас видит ваша подушка, телевизор, лампочка, тапка и т.д.

Для упрощения перехода в нужный образ проще использовать три приема:
1. опишите факторы воображаемого положения объекта от первого лица
2. опишите эмоции, чувства объекта от первого лица
3. эмпатия, отожествление себя с объектом, вживание в его цель, функцию, трудности

Символическая аналогия.
Задача этой аналогии в парадоксальной форме в дух-трех словах сформулировать фразу, которая бы отражала суть явления. Фраза должна состоять из слов, которые обычно друг с другом не употребляются. Для упрощения получения аналогии предложите участникам придумать название книги, объясняющей эту задачу. Название обязательно должно содержать в себе некий парадокс.

Сначала руководителем выбирается ключевое слово представляющие интерес, а затем предлагается выразить суть этого слова в виде оригинальной фразы содержащий парадокс.

Примеры (ключевое слово – фраза с парадоксом):
Мрамор- радужное постоянство,
Вязкость- нерешительное видоизменение
Раствор- взвешенная неразбериха
Множество- благоразумная ограниченность
Восприятие- непроизвольная готовность
Очередь- объединенные перерывы
Огонь- видимая теплота
Прочность – принудительная целостность
Наждачка- точная неровность.

Найти удачную формулировку очень сложно даже бывалым синекторам. Обычно только после 5-10 попыток благодаря совместным усилиям находят желанный результат. Этот вид аналогии позволяет совершить скачок в далекие не очевидные сферы: политику, религию, философию… Это увеличивает возможности достижения успеха в поиске ответа.

Фантастическая аналогия.
Вводим фантастические средства или персонажей, выполняющих необходимые действия согласно условиям задачи. Например: как изменится наша проблема если пропадет сила притяжения ???

Фантастические аналогии способствуют притоку свежих креативных идей, но к сожалению за частую провальных и не точных. Сейчас этот метод даже не используют, отдавая предпочтение поиску прямых аналогий, однако я рекомендую использовать его. Он отлично разряжает обстановку и стимулирует мозги.


4. Перенос и оценка эфективности обнаруженных идей к ПКД или ПКП.


На этом этапе ведущий подводит итоги на генерированным идеям, возвращает группу к поставленной задаче. Группа пытается связать полученный материал с задачей в том виде, в каком она была поставлена ПКД (Проблема Как она Дана). Отдельные слова и фразы, которые возникают в процессе дискуссии используются для вызова новых точек зрения на проблему, способствуя успешному её решению. Пожалуй самым важным фактором на этой стадии является критическая оценка приглашенного эксперта.

Если найденные решения оказываются практически не реализуемыми, то можно повторить весь процесс с начала.

5. Финал.


Развитие и максимальная проработка отобранной лучшей идеи на предыдущем этапе. Общение ведется уже на специальном техническом языке.


Думаю вы уже догадались, что в отличие от часового мозгового штурма, синектические заседания продолжаются несколько часов. И это лишь малая часть основной работы, остальное время синекторы тратят на инженерный анализ, изучение полученных результатов, консультируются со специалистами, экспериментируют… в общем ищут наилучшие способы реализации поставленной проблемы.

На синектических заседаниях обязательно использование видеокамеры или прочей записывающей техники, дабы не упустить ни одну важную идею.

Чернов
 Дмитрий© 4ernov.ru

p.s не забываем жать на кнопки внизу, если статься понравилась =)