Метод мозгового штурма

Методология мозгового штурма – это коллективный способ поиска идей. Преимущества данного способа в том, что он достаточно прост в использовании и позволяет находить совершенно фантастические идеи. Но не смотря на то, что про эту методику написаны тонны книг и руководств, я еще ни разу не встречал правильно проведенного мозгового штурма.

Обычно организаторы запоминают только то, что идеи критиковать нельзя и можно говорить любые дурацкие идеи. В результате получаем кучу идиотских идей и немой вопрос: “а что же с ними делать?”. В этой статье я поделюсь своим опытом проведения мозговых штурмов и расскажу о всех тонкостях и наработках.

Подготовка помещения.
Лучше всего использовать круглый стол, но если нет, то подойдут и сдвоенные в квадрат два обычных стола. Так же можно использовать и один классический прямоугольный стол или даже стулья с подставкой для письма. Всё зависит от количества участников. Главное чтобы все друг друга хорошо видели и могли свободно общаться, а так же, чтобы у каждого было достаточно места для комфортной работы.

Хороший пример мозгового штурма со стороны.

В помещении не должно быть посторонних звуков или других людей. Во время мозгового штурма вас никто не должен отвлекать.

Помещение должно быть хорошо освещено и проветриваться.

Позаботьтесь, чтобы у каждого была чистая бумага и фломастеры. Почему фломастеры? Очень многие люди любят рисовать во время обсуждения или графически выстраивать логику рассуждения. Очень часто идею проще изобразить, чем объяснять. Фломастеры выбраны не случайно, у них достаточно толстый стержень по сравнению с шариковой ручкой, это заставляет писать более крупно и не увлекаться рисованием совсем мелких деталей.

Очень желательно, но не обязательно – флипчарт или доска для фиксирования и отбора идей. Так же можно поставить кулер с водой, а чай и плюшки – оставляем дома или в столовой.


Подбор команды.
Чем более разношерстную команду вам удастся собрать – тем лучше. Мне знакомы ситуации, когда в мозговом штурме присутствовала даже уборщица. Это обусловлено тем, что у каждого своё видение решений, у программистов одно, у бухгалтеров – другое.

Отличный пример команды для мозгового штурма,
им не хватает только хорошего настроения.

Считается, что идеальная численность команды – 12 человек. Больше уже получается балаган. Я считаю, что идеальное количество участников 6-8 человек.

Рассаживаемся поудобнее.
Теперь самое время определить ведущего. Обычно ведущий – это тот человек, который проводит мозговой штурм. Т.к. от ведущего достаточно много зависит, то не стоит назначать эту роль насильно.

Ведущий следит за временем, дает право слова, а также следит за критикой. Если вам так и не удалось найти круглый стол и вы используете прямоугольный, то не сажайте ведущего с торцов стола. Место ведущего в центре команды, поэтому лучше посадить его посередине широкой стороны, так он будет открыт для всех и максимально близок к каждому участнику.

Обычно ведущий ведет записи всех идей, но можно назначить писарем кого-то другого.


Начинаем.
Ведущий объясняет всем, что критиковать идеи на этапе генерации – запрещено! Улучшать – можно. Концентрируемся на количестве идей, а не на том, как их реализовать. На первом этапе только генерируем идеи, и говорим даже самые банальные. Объясняйте это каждый раз перед штурмом, даже если у всех уже есть опыт участия.

Чем четче задача – тем точнее результат.

Четко поставьте проблему которую собираетесь решать, постановка вопроса должна быть однозначно понятна всем. Если при этом используются специальные термины или сленговые выражения , то лучше их расшифровать для всех. Это очень важно. Порой бывает полезно сформулировать “Идеальный Конечный Результат“.

Горшочек – вари! (генерация идей)
Если участников больше пяти, то дайте им время (две минуты достаточно) набросать несколько идей. Попросите из них выбрать наилучшие и озвучить. Озвучивает каждый по очереди, начиная с рядовых сотрудников и заканчивая директором. При таком порядке никто не сможет поддакивать более “старшему по званию”, скрывая свои идеи.

Попросите каждого при объяснении укладываться в 2 минуты. Если идея стоящая, то время можно будет и увеличить, а вот если человека понесло “не туда”, будет законный повод его остановить и не тратить лишнее время. Хорошо если выговорится каждый, те у кого нет идей или просто “не придумали ничего хорошего” попросите рассказать “плохие” на их взгляд идеи или, что им приходило в голову по поводу вашего вопроса. Помните, сложно сидеть и не думать вообще, особенно когда есть задачка.

Ведущий должен вовлекать всех без исключения в процесс мозгового штурма, но без фанатизма. Если человек никак не идет на контакт, лучше не тратить на него время.

Первые идеи дают основу для генерации следующих, кто-то что-то додумал, кто-то что-то улучшил. Здесь уже можно не соблюдать строгую очередность высказываний, а давать слово всем желающим. Главное не превращать это в балаган. В один момент говорит только один человек, его запрещено перебивать или критиковать.

На процесс генерации идей обычно уходит 30 минут при 6-8 человек в команде. Никогда не останавливайтесь раньше времени если нашли хорошую идею. Отработайте всё время заложенное на этот этап.

Как говорил Энштейн :”Многие, когда находят иголку в стоге сена, успокаиваются, я же продолжаю искать и нахожу вторую, третью и если повезет, то и четвертую”.

Когда участники выскажут всё что было в их голове, начнется настоящий процесс мышления по генерации действительно креативных решений. На этом этапе ведущий обязательно фиксирует все идеи. Можно их нумеровать, подбадривая команду:”Ну же, давайте для ровного счета придумаем еще парочку классных идей”.

Я его слепила из того, что было
(группировка, отбор и оценка идей).




Этот этап часто пропускают или забывают о нем. Задача мозгового штурма не накреативить сотни идей, а найти решение. На этом этапе уже можно группировать (например в интеллект-карту), оценивать идеи, выбирать более интересные и критиковать. Но ведущий следит, чтобы критика была конструктивной и по делу, а не эмоциональными соплями.

На любое высказывание “Это не получится“, он отвечает “Что нужно сделать, чтобы получилось?” и всё в таком духе. Мы не вычеркиваем придуманные идеи, а ищем способы их реализации. Не забываем, что идеи можно объединять и получать более сильные решения.


Финал.
Как правило, самую лучшую идею видно сразу, но если есть разногласия в команде, то прийти к общему знаменателю помогает старое доброе голосование. У каждого один, два или три голоса (зависит от количества финальных идей), за свою идею голосовать нельзя. Зачитываем список идей, поднимаем руки. За кого больше проголосовало, та идея признается лучшей. Остальные идеи бережно записываются и при необходимости используются в работе.

Если у вас остались вопросы, то я с радостью на них отвечу в комментариях или в соц. сетях: Facebook | Twitter | Vkontakte

Чернов Дмитрий© 4ernov.ru

p.s не забываем жать на кнопки внизу, если статься понравилась =)