Метод Морфологического Анализа
С удивлением для себя обнаружил, что не описал в блоге такой простой метод поиска идей под названием “Морфологический анализ”. Идея метода состоит в составлении шаблона, который позволяет выйти за рамки шаблонного мышления. Удивительно но это так.
Само определение происходит от греческого слова morphe, что в переводе означает форма. Считается, что этот метод был изобретен астрономом Фрицем Цвики. С помощью этого метода он достаточно быстро смог получить большое количество технических решений в ракетостроении.
Использование метода начинается с формулировки проблемы, на которую в итоге и будут найдено несколько вариантов решений. Затем выбираем основные характеристики, которые будем изменять для получения решения.
Например нам нужно улучшить мобильный телефон, какие характеристики можно выбрать для изменения? Возьмем характеристику #1 корпус.
Теперь выписываем всевозможные варианты характеристики, которые в принципе бывают. Итак, какие бывают корпуса вообще?
Характеристика #1 Корпус: резиновые, пластиковые, металлические, деревянные, разобрные, литые, самодельные, прозрачные… и так далее…
Поздравляю, мы получили одномерный массив, т.е. набор данных из одной характеристики. Идем по порядку. Мобильный телефон с резиновым корпусом, а быть может с прорезиненным, а быть может с прорезиненным внутри, чтобы снаружи был красивым и противоударным, а быть может прорезиненный внутри, чтобы был водонепроницаемый… и так далее, каждая характеристика подталкивает нас на создание новых идей. Одни характеристики позволяют придумать больше идей, другие меньше… не суть, главное что теперь есть шаблон, по которому можно идти.
Но чаще всего в морфологическом анализе используют несколько характеристик… введем вторую, пусть это будет #2 бытовая техника.
Какая бытовая техника бывает, выписываем варианты…
Характеристика #2 Бытовая техника: принтер, кофеварка, телевизор, вентилятор, ноутбук и так далее.
Теперь составляем таблицу, в которой по вертикали выписываем значения Характеристики #1, а по горизонтали Характеристики #2
Принтер | Кофеварка | Телевизор | Вентилятор | Ноутбук | |
Резиновый | |||||
Пласитковый | |||||
Металлический | |||||
Деревянный | |||||
Разборный | |||||
Литой | |||||
Самодельный | |||||
Прозрачный |
Готово! Теперь осталось творчески дожать полученные комбинации до финальных идей… Возьмем первую клетку, там комбинация “Резиновый + Принтер” какие могут быть идеи? Корпус телефона резиновый с возможностью печати изображения на заказ… или телефон для бухгалтеров и у него свободная поверхность выполнена в виде бухгалтерской печати для документов, или же это телефон с дисплеем, который можно изгибать (хотя что-то похожее уже делают, видимо они тоже сделали эту таблицу 🙂 ). Даже если вы заполните каждую клетку всего одной идеей, то на выходе получится 8*5= 40 идей.
Однако мы выбрали всего 2 характеристики, но их может быть и больше. Давайте сменим пример и попробуем придумать новую пиццу с использованием этой техники..
Задача: придумать новую пиццу.
Характеристика #0. Размер. Малая, Средняя, Большая
Характеристика #1. Форма. Круглая, Треугольная, Квадратная, Кубиками
Характеристика #2. Начинка. Фрукты, Овощи, Морепродукты, Мясо
Характеристика #3. Добавка. Фрукты, Овощи, Морепродукты, Мясо
В этом случае все на много проще, думаю вы уже уловили суть. Можно задать вполне стандартные характеристики и на их комбинациях получать множество видов готовой продукции.
Например: Большая Круглая пицца с Помидорами и Креветками… или Маленькая Мясная пица с Зеленью нарезанная кубиками….
Можно даже вместо меню на сайте по изготовлению пиццы сделать кнопку, которая каждый раз будет выдавать новый вариант пиццы… всего таких вариантов 3*4*4*4= 192 и это мы не сильно заморочились с набором характеристик.
С резюмируем.
Метод Морфологического анализа позволяет генерировать большое количество идей на основе различных сочетаний. Однако следует знать, что он лишь увеличивает вероятность получения неожиданного решения, но не гарантирует его вероятность.
Для использования метода нужно:
- Определиться какой результат нужно достичь (сформулировать проблему)
- Определиться с объектом над которым будем работать.
- Выбрать основные характеристики.
- Перечислить различные варианты для каждой характеристики
- Использовать различные комбинации характеристик для поиска оригинальных решений.
обратите внимание, что выбранные характеристики задают основное направление мышления и если идеи получаются не очень хорошими, то стоит попробовать задать другие характеристики и посмотреть результат. Так же рекомендуется не брать более двух характеристик, иначе будет сложно удержать в голове все параметры, если только вы не занимаетесь приготовлением пиццы =)
Чернов Дмитрий© chernov.pro