Книга: Быть начальником – это нормально

Сотни книг написано про управление, мотивацию и менеджмент. Каждый HR по памяти сможет назвать характеристики, которыми должен обладать менеджер: коммуникабельность, ответственность, харизматичность… и так далее. Но что именно должен делать руководитель, знают далеко не все. В этой книге Брюс Тулган решает эту проблему и дает пошаговый план, которому должен следовать эффективный менеджер.

Когда мы видим что работа сделана плохо, то начинаем винить исполнителя. Автор считает, что чаще всего виноват именно руководитель, который допустил ситуацию, в которой услуга или работы были сделаны неподобающим образом. Соглашусь с автором, я никогда не встречал команду сотрудников, которая бы начинала день с фразы: «Ну, как мы сегодня напортачим?»

Если среди ваших сотрудников вспыхивает слишком много ссор, то крайне важно разобраться с причинами происходящего. Чаще всего вы сами становитесь частью проблемы.

Мой коллега, назвал эту книгу «сотруднико-ориентированной», действительно, все советы в ней нацелены на то, чтобы изменить руководителя, а не переделать сотрудников. Автор наглядно показывает какие проблемы возникают из-за недоработок менеджера и как их решать.

Книга действительно написана в форме пошагового руководства к действию: с четкой конкретикой и без философских размышлений. А начинается она с рекомендации поднять свою пятую точку и отправиться разговаривать со своими сотрудниками. Не их к себе вызывать, не собирать пол-офиса на собрание, а самому идти и общаться персонально с каждым. Нет времени? Тогда работа менеджера не для вас, отчеты, разбор e-mail и тушение пожаров – это вторичные задачи. По большей части все рекомендации основаны на коммуникациях и принятии ответственности.

Глобально вы найдете ответы на пять основных вопросов

  •  Как фиксировать цели и ожидания, чтобы они выполнялись?
  •  Как превратить ответственность в реальный процесс?
  •  Как хвалить и наказывать?
  •  Как отслеживать проблемы заранее?
  •  Как улаживать конфликты?

Я думаю все эти вопросы задает себе каждый менеджер, а некоторые по несколько раз в день.

К середине книги ко мне начало приходить озарение. А к концу книги я считал себя полноценным чудаком на букву «м». Неприятно видеть себя в примерах плохого менеджмента, особенно когда понимаешь, что делать нужно с точностью до наоборот.

Мне понравилась глава про мониторинг работы, в которой автор рассказывает как избежать ситуации «Аааа все пропало!». Всего пять простых действий:

1. Наблюдайте за работой подчиненных
Это один из наиболее эффективных способов. Наблюдение за тем, как сотрудник общается с клиентом в течение всего нескольких минут, расскажет вам намного больше о его работе, чем огромное количество опросов потребителей.

2. Попросите отчет
В любом разговоре один на один с каждым сотрудником просите его отчитаться за сделанное со времени вашей последней встречи: «Какие конкретные действия вы предприняли?»

После этого начинайте внимательно слушать, формировать суждения и задавать больше наводящих вопросов. Просьба об отчете — метод номер один для того чтобы дать понять человеку, что он и только он ответственен за свои действия.

3. Помогите сотрудникам использовать инструменты самостоятельного мониторинга
Кроме этого, вы можете попросить подчиненных помочь вам отслеживать их действия с помощью таких инструментов самостоятельного мониторинга, как планы проектов, контрольные списки и журналы учета рабочего времени.

4. Регулярно оценивайте незавершенную работу
Тщательно проверяйте работу сотрудников в процессе ее выполнения. Если сотрудник не несет ответственности за конечный продукт, то наблюдение за его работой — это тоже самое, что и контроль его деятельности. Если же сотрудник отвечает за конечный продукт, то вам следует делать выборочную проверку без предупреждения.

5. Расспрашивайте других
Порасспрашивайте клиентов, поставщиков, коллег и других менеджеров об их взаимодействии с конкретными сотрудниками. Всегда задавайте вопросы о работе подчиненного, а не о том, какой он человек. Просите делиться с вами не оценками, а описаниями. Интересуйтесь не впечатлениями, а деталями. И не верьте всему, что вы слышите, ничем не подтвержденные заявления третьих лиц — это всего лишь слухи. Однако чем больше вы спрашиваете, тем лучше понимаете, каким источникам можно доверять.

По ходу книги дается множество похожих чек-листов. Вообще автору удалось разложить свои мысли по полочкам.  Все заметки из книги, которые я выписал, заняли 25 страниц печатного текста.

Конечно, любые уроки окажутся бесполезными без регулярного использования. И совершенно точно нельзя внедрить их одним днем. В конце даются простые инструкции, которые позволят вам  встать на путь просветления и стать лучшим руководителем для вашей компании и команды.

Книга из разряда МастХэв. Если ваш руководитель ведет себя неадекватно и просто бесит, то советую подарить ему эту книгу 🙂


Чернов Дмитрий© chernov.pro