Книга: Умение слушать. Ключевой навык менеджера
Автор книги: Бернард Феррари
Прочитано: за 4 часа 10 минут.
Слушать не значит слышать. Задумайтесь когда в последний раз вы не просто разговаривали с человеком, а слушали его? Мне кажется, что из всех навыков общения, умение слушать, является самым ключевым. Но чаще всего мы не слушаем, а просто ждем очереди, чтобы говорить самим.
Как же эта книга поможет вам лучше понять собеседника?
Действительно, чего сложного в слушании? Одна из сложностей – это в середине разговора понять, что ты половину не понял, а человек продолжает говорить-говорить-говорить… и неясно, как быть в такой ситуации? И вот один из выходов:
…советую вам задавать наводящие вопросы, если чувствуете, что манера речи собеседника ставит вас в тупик. Спросите: «Не упускаю ли я что-то важное?» или «Одинаково ли мы понимаем ситуацию?» Такой вопрос позволит собеседнику объясниться начистоту.
А что делать если говорящего понесло не туда? Просто задайте правильный вопрос и выведите беседу в нужное русло. Но что значит правильный вопрос? Этому посвящена большая часть книги и лично для меня это было настоящей находкой.
Вместо простого восприятия речи, автор предлагает заполнять некую виртуальную картотеку. И когда информации о каком-то разделе достаточно, о задает вопрос для получения фактов о другом разделе… Картотека выглядит примерно таким образом:
1. Миссия
2. План
3. Команда
4. Исполнение
5. Личные особенности
Получается пять разделов или пять тем, на которые следует обратить внимание. Каждый раздел разбивается на подразделы. И самое приятное, что автор подсказывает конкретные вопросы.
Вот пример первого вопроса из раздела “План”.
Вопрос № 1. Каковы конкретные цели, которые помогут компании осуществить свою миссию?Обратите внимание: выслушивая ответ на вопрос № 1, вы должны уделить особое внимание двум компонентам. Во-первых, насколько цели собеседника согласуются с мис-сией. Во-вторых, четко ли сформулирована каждая цель и какой ход рассуждений привел собеседника к ее постанов-ке. Удостоверьтесь, что лица, ответственные за принятие решений о целях, изучили всю имеющуюся информацию…
Если честно, то в эту картотеку помещается весь курс “Управление проектами”, который я когда-то проходил. Наверное именно это меня больше всего и потрясло. Есть все: вопросы о целях, вопросы на реализацию проекта, о команде, о рисках, о мотивации…
Я сделал себе краткую памятку по этой картотеке… и она заняла 2 листа печатного текста. Еще 4 листа заняли различные заметки и рекомендации. Одна из таких рекомендаций – это применение вероятностного мышления для более глубокой проработки ситуации или выявленной проблемы:
Иногда он намеренно меняет исходный посыл, чтобы посмотреть, как это трансформирует подход его команды к решению проблемы. Это позволяет на время абстрагироваться от конкретных реалий и взглянуть на проблему по-новому. Если перенести эту методику в бизнес-сферу, постановка задачи может выглядеть так: «Мы исходим из того, что коэффициент сокращения нашей клиентской базы составляет 10%. А если бы это были 20%? Как это повлияет на нашу стратегию? А если 50%?» Иногда применяют вариант с изменением всех исходных допущений, что создает вымышленную ситуацию, в реалиях которой и обсуждается проблема: «Предположим, мы запускаем продукт в этом, а не в будущем году, но его себестоимость на 10% выше, чем мы намечали. И допустим, что наш конкурент запоздает со своим продуктом, но при этом снизит цену». Присутствующие поймут, что дискуссия перешла в область гипотетического, где можно без риска оспаривать собственные допущения. Это подстегнет их изобретательность, и они начнут наперебой выдвигать новые предложения.
Сам процесс изменения одного из фактов или построения гипотетической ситуации я называю вероятностным мышлением, чтобы отделить его от более привычного бинарного мышления, которое сводит многие комплексные проблемы к упрощенным ответам типа да/нет (хорошо/плохо).
Не трудно догадаться из названия, что книга рассчитана именно на менеджеров и руководителей. И это действительно так. Кому как не им нужно быстро выявлять основную суть из услышанного, уметь управлять получаемой информацией, сортировать ее и не тратить время на пустые бла-бла-бла. Но мне показалось, что эту методологию слушания можно использовать не только при разговоре, но и при чтении! Конечно, придется изменить названия разделов, но сам подход останется прежним.
Попробуйте, этот подход наверняка вам понравится.
Читать фрагмент | Купить книгу на Озоне | Скачать в ЛитРес | Взять в прокат на Friends-book.ru
Чернов Дмитрий© chernov.pro