Книга: Эта странная жизнь.
Автор книги: Даниил Гранин. |
Не так давно я прочитал книгу «Найти Идею» из которой я узнал, что Генрих Альтшуллер (автор книги) использовал для планирования своего времени методологию А.А. Любищева. Мне стало интересно, что это за методология, о ней так же упоминал Глеб Архангельский в книге «Тайм-драйв». В результате я вышел на книгу «Найти Идею».
Перед тем как рассказать о самой методологии Любищева стоит отметить кто он собственно такой? Вот как интересно о нем отзывается сам автор:
«Любищев – кто он? Не то виталист, не то позитивист или идеалист, во всяком случае – еретик… Наследие Любищева состоит из нескольких разделов: там работы по систематике земляных блошек, истории науки, сельскому хозяйству, генетике, защите растений, философии, энтомологии, зоологии, теории эволюции, атеизму. Кроме того, он писал воспоминания о ряде ученых, о разных периодах своей собственной жизни, о Пермском университете…»
Любищев создал систему учета расхода времени, которая позволяла ему постоянно увеличивать свою производительность. Эта система позволила с возрастом постоянно увеличивать свою производительность. Именно она и позволила Любищеву стать экспертом в философии, математики, биологии, литературе и прочих областях.
В чем секрет этой системы?
В первую очередь – в постоянном учете времени. Любищев учитывал сколько времени тратится на каждый вид работы. Причем учитывалось только полезное время, без отвлечений и работ на подготовку. Он отмечал время начало и окончания работы с точностью до пяти минут.
“Всякие перерывы в работе я выключаю, я подсчитываю время нетто, – писал Любищев. – Время нетто получается гораздо меньше количества времени, которое получается из расчета времени брутто, то есть того времени, которое вы провели за данной работой. Часто люди говорят, что они работают по 14-15 часов. Может быть, такие люди существуют, но мне не удавалось столько проработать с учетом времени нетто. Рекорд продолжительности, моей научной работы 11 часов 30 мин. Обычно я бываю доволен, когда проработаю нетто 7-8 часов. Самый рекордный месяц у меня был в июле 1937 года, когда я за один месяц проработал 316 часов, то есть в среднем по 7 часов нетто. Если время нетто перевести во время брутто, то надо прибавить процентов 25-30.Постепенно я совершенствовал свой учет и в конце концов пришел к той системе, которая имеется сейчас…Естественно, что каждый человек должен спать каждый день, должен есть, то есть он тратит время на стандартное времяпрепровождение. Опыт работы показывает, что примерно 12-13часов брутто можно использовать на нестандартные способы времяпрепровождения: на работу служебную, работу научную, работу общественную, на развлечения и т. д.”
Вот как выглядела стандартная запись в его хронометраже:
Осн. научн. (библиогр. – 15 м. Добжанский – 1 ч. 15 м.).
Систематич. энтомология, экскурсия – 2ч. 30 м.,
установка двух ловушек – 20 м., разбор – 1 ч. 55 м.
Отдых, купался первый раз в Ухте.
Извест. 20 м. Мед. газ. 15 м. Гофман “Золотой горшок” –
1 ч. 30 м. Письмо Андрону – 15 м.
Всего 6 ч. 15 м.
Прослежен весь день, вплоть до чтения газет. Запись «Всего 6ч 15м» означает общие затраты времени на работу первой категории. Все виды деятельности Любищев подразделял на категории. Первая категория означала самую важную работу.
По итогам каждой недели он составлял недельный отчет, по итогам месяца – месячный. Причем в каждом отчете было подробно изложены на какие работы и сколько времени было потрачено.
Основная научная работа – 59 ч. 45 м.
Систематич. энтомология – 20 ч. 55 м.
Дополнит. работы – 50 ч. 25 м.
Орг. работы – 5 ч. 40 м.
————————–
Итого – 136 ч. 45 м.
Что такое «Основная научная работа – 59 ч 45 м.»? И это было детально расписано в отчете.
1. По таксонам – эскиз доклада
“Логика системы” – 6 ч. 25 м.
2. Разное – 1 ч. 00 м.
3. Корректура “Дадонологии” – 30 м.
4. Математика – 16 ч. 40 м.
5. Текущая литература: Ляпунов – 55 м.
6. Биология – 12 ч. 00 м.
7. Научные письма – 11 ч. 55 м.
8. Научные заметки – 3 ч. 25 М.
9. Библиография – 6 ч. 55 м.
———————–
Итого – 59 ч. 45 м.
И так далее, каждый пункт был так же детализирован. Но Любищев не только продуктивно работал, но и продуктивно читал. Время в дороге так же было оптимизировано. Так английский язык был выучен исключительно во время поездок.
“Когда я работал в ВИЗРе, мне приходилось часто бывать в командировках. Обычно в поезд я забирал определенное количество книг, если командировка предполагалась быть длительной, то я посылал в определенные пункты посылку с книгами. Количество книг, бравшихся с собой, исчислялось исходя из прошлого опыта.Как распределялось чтение книг в течение дня? С утра, когда голова свежая, я беру серьезную литературу (по философии, по математике). Когда я проработаю полтора-два часа, я перехожу к более легкому чтению – историческому или биологическому тексту. Когда голова уставала, то берешь беллетристику. Какие преимущества дает чтение в дороге? Во-первых, не чувствуешь неудобства в дороге, легко с ним миришься; во-вторых, нервная система находится в лучшем состоянии, чем в других условиях.
Для трамваев у меня тоже не одна книжка, а две или три. Если едешь с какого-либо конечного пункта (напр., в Ленинграде), то можно сидеть, следовательно, можно не только читать, но и писать. Когда же едешь в переполненном трамвае, а иногда и висишь, то тут нужна небольшая книжечка и более легкая для чтения. Сейчас в Ленинграде много народу читает в трамваях”.
На каждую прочитанную книгу Любищев составлял критический разбор, и выписывал важные моменты. Зачастую он мог сделать выжимку о книге не более одной страницы. Все отчеты подшивались и была разработана четкая система их классификации для быстрого поиска в случае необходимости.
По результатам месяцев составлялся годовой отчет. Сколько тратилось время на эти отчеты? И это время было учтено. В конце каждого отчета он ставил время, которое было затрачено на его составление. На месячные отчеты уходило 1,5-3 часов. План на следующий месяц занимал 1 час.
Больше всего занимали годовые отчеты: от 17-20 часов (разумеется они составлялись не за один день). Возможно вам кажется, что с такой системой он был похож на машину, робота или совсем не отдыхал? Вот размышления автора на этот счет:
“Развлечение – 65 раз”, и следует список просмотренных спектаклей, концертов, выставок, кинокартин.
Шестьдесят пять раз – много или мало?
Кажется, что много; впрочем, боюсь утверждать – ведь я не знаю, с чем сравнивать. С моим личным опытом? Но в том-то и штука, что я не подсчитывал и не представляю, сколько раз в году я посещаю кино, выставки, театр. Хотя бы приблизительную цифру не берусь сразу назвать, тем более динамику: как у меня с возрастом меняется эта цифра и сколько книг я читаю. Больше я стал читать с годами или меньше? Как меняется процент научных книг, беллетристики? Сколько я пишу писем? Сколько я вообще пишу? Сколько времени в год уходит на дорогу, на общение, на
спорт?
Ничего достоверного я не знаю. О самом себе. Как я меняюсь, как меняется моя работоспособность, мои вкусы, интересы… То есть мне казалось, что я знал о себе, – пока не столкнулся с отчетами Любищева и понял, что, в сущности, ничего
не знаю, понятия не имею.
Книга являетя биографической, но при этом читается как захватывающий художественный роман. Наверное это из-за постоянного диалога автора с читателем и его смелых размышлений о самом себе. Хотя и мне было сложно удержаться от попытки сопоставить себя и свою жизнь с Александром Любищевым.
Здорово, что эту книгу снова переиздало на бумаге издательство МИФ. К сожалению у меня не получилось полистать в руках бумажную версию, но по заявлениям она на много лучше электронной версии.
Однозначно эту книгу стоит прочитать каждому, я думаю не найдется такого человека, которому она бы не понравилась. К сожалению нельзя сказать, что книга заряжает… это звучало бы так же вульгарно как и фраза: «Картины Леонардо Да Винчи – прикольные». Скорее слово «вдохновляет» - будет самым уместным.
Читать фрагмент | Купить книгу на Озоне. | Скачать книгу в ЛитРес. | Взять в прокат на Friends-book.ru
p.s. На прочтение книги ушел 1 час 59 минут.
Чернов Дмитрий© chernov.pro