Как работает фантазия у детей?

В книге “Найти идею” нашел описание очень интересного эксперимента, который ставил Генрих Саулович Альтшуллер над детками в детском саду. Он хотел выяснить, как работает фантазия у детей.

Запись 1.

Мне повезло: в детском саду шел ремонт, одна комната была уже пуста, и я за двадцать минут подготовил все необходимое для опыта. “Оборудование” было предельно простым – две тонкие веревки, прикрепленные к потолку.

На подоконнике лежали старые, сломанные игрушки. Воспитательница ввела первого подопытного – мальчика лет шести. Я объяснил: надо взять одну веревку и привязать к концу другой веревки.

Можно было начинать эксперимент. Воспитательница ввела первого подопытного – мальчика лет шести. Я объяснил: надо взять одну веревку и привязать к концу другой веревки. Мальчик схватил ближайшую веревку, потянул ее к другой… и остановился.

“Оборудование” я специально рассчитал так, чтобы нельзя было дотянуться до одной веревки, держа в руке другую. Кто-то должен был помочь – подать вторую веревку.

В этом и была изюминка задачи: “как одному
 справиться с работой, для которой нужны двое?..
Мальчик подергал веревку, пытаясь ее растянуть, ничего у него не получилось. Тогда он бросил первую
 веревку и схватил вторую. Результат тот же — соединить вёревки нё удалось

Побегав от одной веревки к другой, наш подопытный отошел в угол и стал тереть глаза кулаками. Я подумал: “Боже мой, хоть бы раз в жизни увидеть инженера, плачущего из-за того, что не удалось решить задачу…“

Молодец, – сказала воспитательница, протягивая ему конфетину “Гулливер”.— Ты все сделал хорошо, очень хорошо.

И увела просиявшего подопытного: нужно было, чтобы он не обменивался опытом с теми, кому еще предстояло участвовать в эксперименте,

В комнату вошла девочка. Мы объяснили задание, девочка схватила веревку, не дотянулась до второй веревки, бросила одну веревку, схватила другую, снова не
 дотянулась … и громко заревела. “Гулливер» и на этот раз спас положение. Быстро прошли, еще шестеро ребят. Все повторялось: задание — безуспешная суета с веревками — “Гулливер” в утешение.

А потом появилась девочка, которая решила задачу. Обыкновенная девочка с косичками и веснушчатым носом. Действовала она поначалу тоже обыкновенно, схватилась за одну веревку, не дотянулась до другой, бросила веревку, схватила другую…

И вот тут она задумалась. Она перестала суетиться и начала
думать! Сморщив веснушчатый нос, она смотрела куда-то в пространство и думала.

Она перестала суетиться и начала
думать!

Я потяну эту веревку, – сказала она воспитательнице,— а вы дайте мне ту веревку… и добавила:
— Пожалуйста.
Воспитательница вздохнула: нет, ей и вот этому дяде вмешиваться в игру никак нельзя.
Признаться, я ожидал слез. Но девочка, шмыгнув носом, продолжала думать. Она перестала нас замечать. Оглядывая комнату, она что-то искала.

Потом подошла к подоконнику, порылась в игрушках и вытащила потрепанную куклу.

Нужен был второй человек, который подал бы веревку,
и девочка нашла этого второго человека… Точно по
стандарту: копия объекта вместо объекта!

Она начала привязывать куклу к веревке (я шепнул воспитательнице: помогите привязать). Потом раскачала получившийся маятник, взяла вторую веревку, поймала куклу. Задача была решена.

Я пытался отметить этот подвиг удвоенным призом, но воспитательница сказала: нельзя, непедагогично.

Девочка получила «Гулливера», шмыгнула носом и убежала, не подозревая, что только что совершила подлинное чудо, решив трудную творческую задачу.

Г. Альтшуллер

Кстати на этом эксперимент не закончился. Генрих Саулович попросил убрать из комнаты все игрушки. Теперь детей запускали в пустую комнату с двумя веревками. Но и на этот раз один ребенок справился с задачей.

А вы можете предположить, как он соединил эти две веревки?

Чернов Дмитрий© chernov.pro