Как учить стихотворения наизусть?

Со школы не любил стихотворения и всегда очень тяжело давалось их выучивание. А больше всего мне не нравилось, что стихотворение имело обыкновение тут же забываться после того как за него получишь пятерку.

Прошли годы и на Вегфесте2012 я познакомился с Аней Морозовой, которая просто поразила меня стихотворением Роберта Рождественского “Быть Человеком”. Позвольте я его полностью здесь опубликую:

Встать рано утром, чуть попозже солнца.
Когда оно за дымкою неплотной.
Когда песок на берегу не жжется,
Когда еще он влажный и холодный…

Встать рано утром, чтобы каждым нервом
Почуять свежесть утреннего счастья.
Чтоб сердце было – настежь!
Окна – настежь!

Пусть окна, занавешенные небом –
Одним лишь небом – тихим и бездонным,
Одним лишь небом! –
До предела светлым – не закрываются…

Уйти из дома, бежать к реке
И улыбаться ветру.
И этим ветром радостным умыться…
Чтоб рядом чувствовать дыханье друга,

Чтобы под мягкой кожею упруго
Узлами перекатывались мышцы.
Вода плескалась глухо. губы сохли.
Стучало сердце гулко и знакомо…

Завидуйте изнеженные рохли!
ВАМ НИКОГДА НЕ ИСПЫТАТЬ ТАКОГО!..
А вот по сторонам мелькают маки.
Тобой дорога, как угодно вертит.

Темнеют на глазах, темнеют майки.
Мир полон пенья птиц. и солнце светит!..
Ты успеваешь вглядываться зорко
В мелькание леса и разливы луга.

А линия сплошного горизонта
Натянута, как тетива из лука!
Так здравствуй скорость!
Вечно здравствуй скорость!

Будь счастлив человек, тебя узнавший!
Движения возвышенная гордость,
Испытывай сердца и души наши!
Чтобы травинки под ноги бросались,

Чтобы дорога длинно распласталась,
Чтобы вперед стремиться всем на зависть,
И уставать и побеждать усталость!
И снова рваться зло и вдохновенно.

Вдыхать настоянный на травах ветер!..
Да, если были боги, то наверно,
Они такими были – боги эти!
А, что нам боги!.. сумрачно и пресно

Они скучали на своем олимпе…
А человек в сто раз богов счастливей.
Быть человеком много интересней!
Быть человеком, ощущая силы великие,

Какими ты наполнен…
Глотками пить завьюженную зиму,
Ее хрустящий и промерзший полдень.
Поспорить с высотой поднебесной.

Застыть над бездной. Помолчать над бездной.
Сдержать восторг. мир заново увидеть.
И облако рукою отодвинуть…
Помедлить чуть перед последним шагом,

И бросить вызов царству льда и снега…
И,оттолкнувшись от земного шара,
Взлететь, сквозное обнимая небо!
Земле кричать, кричать горам и рекам,

Над птицей удивленною смеяться!
Навстречу ветру мчаться!
К солнцу мчаться!
Быть человеком!

Слышишь – че – ло – ве – ком!!!
Глядеть на мир влюбленными глазами,
И чествовать, что все тебе подвластно…
Прекрасна жизнь! Четырежды прекрасна
планета, на которой ты хозяин!…

Аня смогла его рассказать так, что я непременно захотел выучить его и читать каждый день, а так же рассказать его всем моим близким друзья. Но для этого его нужно было выучить.

Я немного почесал голову и решил придумать способ более интересный чем тот, которым я пользовался в школе (зубрежка). Было решено использовать мнемотехнику + визуализацию и знания о работе мозга, чтобы запомнить его на долго. Вот какой алгоритм у меня получился.

1. Конечно же несколько раз прочитать стихотворение и в голове прокрутить с чего оно начинается к чему идет и чем заканчивается.

2. Разделить его на смысловые блоки. Получилось что-то вроде

  • рассвет-пробуждение
  • окна
  • бег к реке
  • бег по дороге
  • скорость!
  • боги
  • человек зимой
  • полет
  • хозяин

Получилось всего 9 блоков, которые легко представить в виде образов, думаю и у вас это не составит труда сделать. 

Затем я решил воспользоваться приемом Римская комната, чтобы эти блоки расставить в нужных местах. Кому лень читать метод, расскажу кратко суть. Представляем свою квартиру, начинать можно с любой комнаты. В углы рассовываем образы по часовой стрелке. В моем случае получилось: Солнце выходит из ящика прикроватной тумбочки, потом идет окно, в другом углу шкаф из которого выплескивается вода с речными обитателями, в последнем углу – лежит коврик в виде пешеходной дорожки (зебра).  

комната закончилась и начался коридор:

в первом углу лежит гоночная машинка, во втором – стоит статуя бога, в третьем – дворник в ушанке и валенках, в четвертом – вешалка на которой висят разные самолеты…

ну и последний образ – я здесь хозяин. 

Бред полнейший, но именно это и позволяет легко в нужном порядке восстановить все ключевые сцены стихотворения. 

3 этап – рисую комикс. Берем первую строчку и записываем ее в виде символов, картинок и так далее. Нельзя использовать буквы, цифры и т.д. Задача на этом этапе – нарисовать стихотворение так, чтобы потом по ним вы могли его рассказать.

Нарисовали первое четверостишие, рассказали.

Потом рассказали не глядя на комикс, желательно вслух, так сложнее сбиться.

Потом нарисовали второе четверостишие, рассказали. Так же, в начале по комиксу, потом вслух без комикса.

Затем рассказали по памяти их оба, сначала по комиксу, потом без него. И так пока не закончится весь стих.

Я делал паузы между смысловыми блоками, и на каждый блок был разный комикс (разные листы, разные цвета фломастеров).

В результате я потратил 90 минут, на то, чтобы рассказывать стих по памяти от начала и до конца, но с запинками и воспоминаниями: “а какое там дальше слово-то?”.

Всё это безобразие длилось до вечера. Поставил на часах сигнал на каждый час, по сигналу начинал вспоминать стихотворение, если не мог вспомнить – обращался к комиксу, если не помогал комикс – к тексту. 

Повторил его перед сном…. и на следующий день как по волшебству стихотворение уже легко вспоминалось.

Оставалось только пару вечеров перед сном его повторять (я это делал во время прогулки с собаками) чтобы оно “перетекло” в долговременную память. 

Теперь мне не нужно вспоминать комиксы, образы из углов комнаты =) стихотворение вспоминается как-бы само, а постоянные читки друзьям и знакомым только закрепляют эффект.

Мне идея понравилась и я стал запоминать все больше стихотворений этим способом. Теперь понятно как его быстро загрузить в голову, и как в голове его перевести в долговременную память. Без повторений оно обязательно забудется (наш мозг так устроен, что неиспользуемую информацию он затирает для более нужной – той, которую используем.)

Чтобы не повторять каждый день, воспользуйтесь простой формулой повторений: увеличивать время между повторениями каждый раз примерно в два раза. Т.е. в начале расскажите то, что хотите запомнить, повторите. Затем повторите через 

-5 минут

-10 минут

-20 минут

-40 минут

-2 часа

-4 часа

-1 день

-2 дня

-4 дня

-неделю

-два раза в месяц

-раз в месяц

-3 раза в год

– уже на этом этапе вы запомнили нужную информацию на несколько лет.

 Чернов Дмитрий© chernov.pro