Книга: Фауст
Автор: Гете
Перевод: Борис Пастернак
После прочтения “Мастера и Маргариты” было решено перечитать и Фауста, который в нем упоминался. Точнее как перечитать, скорее прочитать по новой, ибо в голове после школы вообще ничего не осталось, кроме очень смутных воспоминаний.
Среди различных переводов решил взять перевод именно Бориса Пастернака, ведь они дружили с Михаилом Булгаковым и обсуждали свои работы. Так же перевод Пастернака вышел много позже после “Мастера и Маргариты”, тем интереснее находить между ними параллели и даже общие фразы, которые встречаются и там и там.
Фауст – это одна из немногих, которая породила во мне огромное количество телодвижений, на предмет изучения данного произведения. С точки зрения художественной ценности, стиля перевода и повествования, можно поставить твердую десятку, но вот с точки зрения смысла… пришлось перечитать все рецензии, на эту книгу, которые я только смог найти. Интересно, что только в версии Гете – Фауст в конце произведения попадает в рай, в народной версии Фауста – он попадает в ад.
Собственно это меня и смутило. Почему Гете решил отправить Фауста в рай, с его многочисленными косяками, вплоть до нескольких убийств? За что туда же (в рай) отправили и Маргариту, на которой висело двойное убийство? В, так сказать, независимых толкованиях говорится что-то о покаянии, нахождении верного смысла в жизни… причем все покаяния и верные смыслы, что один, что другой находят за несколько часов перед смертью, собственно им больше ничего и не остается делать, кроме как сожалеть о содеянном.
Так же возмущает тот факт, что Сатана-то всю книгу играет согласно своему уговору и старается в поте лица, если так можно выразится. Пожалуй Сатана – это единственный честный элемент во всей книге, который заключил с Богом спор… и совершенно несправедливо его проиграл (в версии Гете, разумеется). Почему?
В советских толкованиях встречаются очень интересные заявления, что на самом деле, Гете образно использовал религиозных героев, на самом-то деле это общество в виде Бога и капитализм в виде Сатаны =) И то, что Фауст решил в конце жизни посвятить себя Богу (читай – обществу), а не Сатане (читай – личной выгоде) его-то и спасло 🙂 Превосходное толкование для того времени, но меня и оно совершенно не устраивает. Даже зародилась мысль, а не ставит ли своей целью Гете поставить под сомнение справедливость Церкви как таковой, выставляя Бога в виде обманщика???
Возможно я не прав, но вопрос остается открытым и я буду счастлив обсудить его с кем-нибудь в комментариях или в личке вконтакте или facebooke, или где-то за чашечкой ароматного кофе 🙂
Рекомендую к прочтению.
Купить на Озоне.
Чернов Дмитрий© chernov.pro