Формулировка меняет все.
Молодой священник спрашивает своего епископа:” Могу ли я курить во время молитвы?”, на что услышал эмоциональное “Конечно же НЕТ!”
Позже, гуляя, он увидел старого священника дымящего папиросу во время молитвы. Младший принялся ругать его “Нельзя курить во время молитвы, я спрашивал у епископа и он запретил это делать!”.
“Очень странно”, ответил старый священник. “Я спрашивал епископа, могу ли молиться во время курения? И он сказал, что молиться хорошо в любое время.”
Эта шутка показывает, как сильно влияет на решение формулировка вопроса. Можно подойти и с другой стороны, умело поставленная проблема позволяет найти лучшее решение.
С другой стороны, слишком легко попасть в ловушку, когда дело доходит то принятия решения при разных формулировках. Давайте посмотрим на одну такую ловушку.
Проведем такой эксперимент. Допустим, что правительство готовится к вспышке необычной болезни, которая по ожиданиям убьет 600 человек. Вам на выбор предлагают две альтернативные программы по борьбы с этой болезнью и вам нужно принять решение, какую из них использовать. Вот оценки результатов по каждой программе
программа 1: позволяет гарантированно спасти 200 человек.
программа 2: дает 1/3 вероятности того, что 600 человек будут спасены и 2/3 вероятности того, что они не будут спасены.
пожалуйста, хорошо обдумайте ваше решение, от этого зависят жизни людей. Теперь сделайте выбор и запишите его.
Теперь предположим, что к этим двум программам ваши лучшие вирусологи предоставили еще две программы, но теперь выбирать вы можете только из них, какую выберите?
программа 3: в результате точно умрет 400 человек.
программа 4: дает 1/3 шанс, что никто не умрет и 2/3 вероятности того, что 600 человек умрет.
Какую программу вы выбираете? 3 или 4 ???
Вы были последовательны в своем выборе?
Какую программу вы выбрали в первый раз, а какую во второй? Большинство людей выбирают в начале программу 1, а затем программу 4. Этот вопрос был рассмотрен в знаменитом эксперименте А. Тверски и Д. Канеман (что привело к Нобелевской Канемана), причем 72% предпочли выбрать программу 1 вместо программы 2, а во втором выборе 78% выбрали программу 4 вместо программы 3.
Не знаю как для вас, но меня это удивляет. Почему? Да потому что программы 1и2 идентичны программам 3 и4. По сути программа 3 – то же самое что и программа 1, также как программа 2 и 4. Программы одинаковы, но сформулированы по-разному!
Если вы были последовательны, то выбрали в начале программу 1, а затем программу 3 или программу 2, а затем программу 4. Но многие люди не последовательны в своем выборе.
Не важно как “рационально” мы мыслим. Эмоции и ментальные модели (психологические образы) играют большую роль в наших решениях и мешают видеть реальную картину.
Проблема не в страхе рисковать, а в не желании проиграть.
Вы наверняка знаете, что люди в основном склонны к азарту и риску.
Но в эксперименте мы видим другие результаты. Когда программы сформулированы в терминах спасения, то привлекательной кажется первая программа, а в использовании формулировок с позиции смерти, то хочется выбрать четвертую программу. Получается, что люди хоть и склонны к риску, но выбирают безопасный вариант.
Люди, которые готовы играть – играют обычно тогда, когда считают что могут выиграть.
Оказывается, что в нашем сознании, потери, гораздо сильнее чем доходы. Мы чувствуем примерно в двое больше негатива, когда теряем 1000 рублей, чем позитива, когда их приобретаем. Вот почему нам кажется привлекательным идея сохранить 200 человек, чем возможность потерять 600.
Постановка задачи.
Как же сформулировать постановку задачи, чтобы получить лучшее решение.
1. Формулировать решение с четкими цифровыми показателями и временными рамками.
Т.е. когда вы достигли результата, то по изначальной формулировке даже ребенок должен определить на сколько вы отклонились от заданной цели.
2. Посмотрите на задачу с разных точек зрения.
Теперь вы знаете, что от формулировки зависит очень многое. Попробуйте переформулировать постановку необходимой задачи. Подумайте как можно по-другому поставить вопрос?
3. Используйте нейтральные формулировки.
Чтобы психологически меньше зависеть от формулировки, используйте их максимально нейтрально, без эмоциональной окраски. Например результат программы 1, можно было сформулировать так: 200 человек выживут, а 400 погибнет.
4. Переверните вашу ситуацию.
Это может служить хорошей проверкой на психологическую привязанность к постановке вопроса. Просто переверните задачу. Например, если речь идет о заработке 10 000 рублей, то представьте что они у вас уже есть, и теперь вам нужно их потратить. И наоборот. Если нужно потратить 10 000 рублей, то представьте что вам нужно их заработать.
Проверьте свои ощущения при таких формулировках. Чем сильнее они меняются, тем сильнее вы зависите от постановки задачи.
5. Отстранитесь от проблемы.
Попробуйте представить, что вы решаете не свою проблему, а чужую. Ведь не даром говорят, что другим советы проще давать, чем себе. Давайте используем это. Обозначьте ситуацию иначе, представьте, что это происходит не с вами, это поможет избавиться от лишней эмоциональной привязанности.
А вы когда-нибудь были заложником формулировки? Удалось ли вам переосмыслить это и как это сработало в вашем случае? Поделитесь в комментариях.
Чернов Дмитрий© chernov.pro