Фестиваль креативных технологий.



Креативщики и Тренеры всех мастей. Осталась неделя до старта фестиваля креативных технологий. Давайте посмотрим что ждет тех, кто едет учиться с нами?

На фестивале будет работать 5 секций, в целом будут проходить обучения по следующим направлениям:

Позиционный метод, Интеллект-карты, 6 шляп мышления, ТРИЗ- педагогика, Парное обучение, Латеральное (параллельное) мышление, развитие критического мышления…

А теперь подробно что нового узнают наши участника в каждом направлении…

Интеллект-карты (в оригинале Mind maps®)

Это разработка Тони Бьюзена – известного писателя, лектора и консультанта по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления.

Также встречаются такие варианты перевода словосочетания Mind maps® как «Ментальные карты», «Мыслительные карты», «Карты ума».

Интеллект-карты — это инструмент, позволяющий:
эффективно структурировать и обрабатывать информацию;
мыслить, используя весь свой творческий и интеллектуальный потенциал.

Области применения Интеллект-карт:
Обучение
создание ясных и понятных конспектов лекций;
максимальная отдача от прочтения книг/учебников;
написание рефератов, курсовых проектов, дипломов.

Запоминание
подготовка к экзаменам;
запоминание списков: что сделать/кому позвонить/…

Презентации
вы за меньшее время даете больше информации, при этом вас лучше понимают и запоминают;
проведение деловых встреч и переговоров.

Планирование
управление временем: план на день, неделю, месяц, год…
разработка сложных проектов: нового бизнеса,…

Мозговой штурм
генерация новых идей, творчество;
коллективное решение сложных задач.

Принятие решений
четкое видение всех «за» и «против»;
более взвешенное и продуманное решение.

Перейти к описанию секции на фестивале…

Позиционный метод

Тест «Позиция» позволяет определить глобальные мировоззренческие характеристики каждого конкретного человека, дающие возможность прогнозировать его действия в различных ситуациях, определять мотивы тех или иных его поступков. Результаты теста настолько стабильны во времени и устойчивы к различным внешним воздействиям, насколько стабильно и устойчиво мировоззрение тестируемого человека.

В рамках концепции управления тест позволяет определить необходимое и достаточное условия для отделения людей способных к управленческой деятельности на том или ином уровне от неспособных.

Особо следует отметить тот факт, что тест определяет потенциальные способности любого человека, а не только руководителя, что позволяет формировать действенный резерв любого уровня, не прибегая к дорогостоящим экспериментам с должностными перемещениями.

Сегодня, в условиях перехода к рыночным отношениям, как никогда остро встает вопрос подбора высокоэффективных кадров. Тест дает гораздо больше любой методики, существующей в мире: он позволяет определить, стоит ли вкладывать в обучение каждого конкретного человека средства.

Тест «Позиция» может применяться во всех областях, где требуются люди с высоким уровнем исполнительности и ответственности за порученное дело, например, в милиции и армии, в медицине и педагогике, для подбора операторов атомных станций или любых других сложных установок и т. д. Кроме того, тест может применяться для подбора людей с научным, творческим складом мышления, например, при комплектовании групп, ведущих разработки в науке и промышленности, при подборе студентов и готовых специалистов.

Применение теста «Позиция» для определения способностей к руководящей деятельности – частный случай. Однако, на сегодняшний день это наиболее необходимая и перспективная сфера применения теста, и именно в этой сфере может быть достигнут наибольший эффект.

Перейти к описанию секции на фестивале…

Парное обучение

Диалог существует так же давно, сколько существует человечество. Практически вся жизнь и деятельность людей происходят в парах, а другие виды взаимодействия занимают очень небольшую часть времени.

Диалог – это естественный вид коммуникации, он присущ людям от Природы. Использовать диалог для целей обучения начали в незапамятные времена. В еврейские школы-ешивы диалогическое обучение пришло впервые, вероятно, за две тысячи лет до новой эры.

Не всякое взаимодействие в паре является технологией. В технологии нужно соблюдать определённые правила, которые обеспечивают получение запланированного результата всегда, не зависимо от людей, при условии, что они эти правила соблюдают.

Основными компонентами технологии парного обучения являются:
– диалог, регулируемый специальными алгоритмами работы в парах;
– работа именно вдвоём, а не втроём или в большем количестве участников;
– наличие порций информации, которая используется в парном взаимодействии;
– возможность сменять партнёров в парах;
– набор организационных документов для учёта проделанной работы.

Парное взаимодействие людей используют не только учителя, преподаватели и воспитатели, – работу в парах используют специалисты во многих других областях деятельности. Например, её эффективно используют:
– бизнес-консультанты;
– ведущие различного рода тренингов;
– программисты, – «программирование вдвоём»;
– руководители партийных собраний и съездов;
– кандидаты в депутаты на встречах с избирателями;
– модераторы конференций, совещаний и рабочих групп;
– руководители проектных групп на фирмах и предприятиях;
– председатели и спикеры палат и комитетов депутатов различного уровня;

Работа в парах является универсальным инструментом для любой коллективной работы. Она существенно сокращает затраты времени и других ресурсов, а также весьма заметно увеличивает качество получаемых результатов.
Перейти к описанию секции на фестивале…

ТРИЗ-ПЕДАГОГИКА

ТРИЗ-педагогика, как научное и педагогическое направление, сформировалось в нашей стране в конце 80-х годов. В ее основу была положена теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) отечественной (т. е. российской, а еще точнее советской) школы Г. С. Альтшуллера.

ТРИЗ-педагогика ставит целью формирование сильного мышления и воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности. Ее отличие от известных средств проблемного обучения — в использовании мирового опыта, накопленного в области создания методов решения изобретательских задач. Конечно, этот опыт переработан и согласован с целями педагогики.

Под методами решения изобретательских задач прежде всего подразумеваются приемы и алгоритмы, разработанные в рамках ТРИЗ; а также такие известные методы как мозговой штурм, синектика, морфологический анализ, метод фокальных объектов и их разновидности.

Современная ТРИЗ-педагогика включает в себя курсы, рассчитанные на возрастные группы от дошкольников до студентов и взрослых специалистов. Особенностью работы с каждой возрастной группой являются выбор объектов изобретательской деятельности, соответствующих возрасту. Так, дошкольники и младшие школьники изобретают игрушки, загадки, пословицы, подвижные игры и т. п.

Для развития творческих навыков ТРИЗ-педагогами накоплен фонд учебных изобретательских и исследовательских задач в таких областях как: физика, биология, экология, искусство, техника и бизнес.

Для каждой возрастной группы разрабатываются алгоритмические процедуры, методики. Они позволяют учащимся изобретать новое, самореализоваться в творчестве. Следует различать ознакомительный и инструментальный уровень освоения ТРИЗ-методик. Обязательным условием качественного, инструментального обучения в ТРИЗ-педагогике является не только освоение соответствующих методик, но и освоение способов их создания.

Особое место занимает курс развития творческого воображения (РТВ), предназначенный для преодоления стереотипов решателя, выработки умения работать с нетривиальными идеями.
Перейти к описанию секции на фестивале…

Латеральное мышление

Латеральное мышление (lateral thinking) – из области творческого, это метод нестандартного подхода и решения задач. Сам термин (описывающий принцип целой научной концепции) предложил в конце 1960-х гг. Эдвард де Боно, ныне один из самых авторитетных в мире экспертов в сфере креативности.

Наш ум предпочитает обычные и предсказуемые решения проблем. Латеральное Мышление ищет решение трудных проблем с помощью необычных методов, или использования элементов, которые игнорируются обычным логическим мышлением.

Самый эффективный метод создания новых идей — это инсайт, производящий реструктурирование уже имеющейся информации. В качестве инструмента, целенаправленно способствующего инсайту, предлагается то, что называется далее латеральным мышлением. (Lateral — боковой, поперечный, направленный в сторону.) Понятие «латеральное мышление» (lateral thinking) с подачи де Боно прочно вошло в английский язык и уже заняло место в словарях.

Память является особой средой, в которой информация организуется в паттерны. Это самоорганизующаяся, растущая, невероятно эффективная система, однако обратной стороной ее эффективности являются определенные ограничения, поскольку паттерны с трудом поддаются перестройке.

Латеральное мышление имеет ту же основу, что и инсайт, креативность и юмор, но в отличие от них может применяться столь же намеренно, как и логическое мышление. Латеральное мышление включает реструктурирование паттернов, уход от сдерживающих паттернов и создание новых паттернов.

Латеральное мышление совершенно отлично от традиционного вертикального мышления (логика, математика), где движение происходит последовательными шагами, каждый из которых должен быть обоснован. Вертикальное мышление работает методом исключения. При этом, хотя шаги в вертикальном мышлении могут быть абсолютно корректными, исходная точка пути может быть выбрана, основываясь на восприятии, обусловленном используемыми паттернами. Однако, как образно замечает автор, вы не сможете сделать дырку в другом месте, углубляя уже существующую дырку.

Латеральное мышление — способ мышления, привычка, расположение ума. Существуют специальные практические техники, которые позволяют развить навыки латерального мышления и одновременно имеют практическое применение.

Творческое мышление – это не талант, это навык, который можно изучить и развить. Это позволяет усилить естественные способности человека творить и создавать новое – и соответственно, привести к большей продуктивности и успешности.

Творческие способности и инновации – основные источники длительного и глобального успеха в современном изменяющемся мире.

Методы Латерального мышления были разработаны в 1968 году и опубликованы в книге Эдварда де Боно «Механизмы Ума» в 1969.

А пока пять методических советов от Эдварда де Боно:
1. Уйдите от клише и установившихся моделей мышления.
2. Сомневайтесь в допускаемом.
3. Обобщайте альтернативы.
4. Хватайтесь за новые идеи и смотрите, что получится.
5. Находите новые точки входа, от которых можно оттолкнуться
Перейти к описанию секции на фестивале…

Шесть шляп мышления

«Шесть Шляп Мышления» (Six Thinking Hats) – вероятно, один из самых популярных методов мышления, разработанных Эдвардом де Боно. Метод шести шляп позволяет структурировать и сделать намного более эффективной любую умственную работу, как личную, так и коллективную.
Как это устроено, или полно цветное мышление в шесть красок.

В основе «Шести шляп» лежит идея параллельного мышления. Традиционное мышление основано на полемике, дискуссии и столкновении мнений. Однако при таком подходе часто выигрывает не лучшее решение, а то, которое более успешно продвигалось в дискуссии. Параллельное мышление – это мышление конструктивное, при котором различные точки зрения и подходы не сталкиваются, а сосуществуют.

Обычно, когда мы пытаемся думать над решением практической задачи, мы сталкиваемся с несколькими трудностями. Во-первых, мы часто вообще не склонны думать над решением, вместо этого ограничиваясь эмоциональной реакцией, которая предопределяет наше дальнейшее поведение. Во-вторых, мы испытываем неуверенность, не зная, с чего начать и что делать. В-третьих, мы пытаемся одновременно удерживать в уме всю информацию, относящиеся к задаче, быть логичными, следить, чтобы наши собеседники были логичными, быть креативными, быть конструктивными и так далее, и всё это обычно не вызывает ничего, кроме путаницы и смятения.

Метод шести шляп — это простой и практичный способ преодолеть подобные трудности посредством разделения процесса мышления на шесть различных режимов, каждый из которых представлен шляпой своего цвета.

В полноцветной печати цветные плашки прокатываются по очереди, накладываясь друг на друга, и на выходе мы получаем цветную картинку. Метод шести шляп предлагает сделать то же самое в отношении нашего мышления. Вместо того, чтобы думать обо всем одновременно, мы можем научиться оперировать различными аспектами нашего мышления по очереди. В конце работы все эти аспекты будут собраны вместе и мы получим «полноцветное мышление».
Перейти к описанию секции на фестивале…

Развитие критического мышления через чтение и письмо

Педагогическая технология, позволяющая ориентироваться на внутреннюю мотивацию учащихся, более устойчивую, нежели внешнюю.

Как международная программа, распространяется с 1997 года при финансовой поддержке института «Открытое Общество» (OSI) и координировании Международной ассоциацией чтения, Университетом Северной Айовы, и Колледжами Хобарта и Уильяма Смитов.

Эффективное чтение – сложный процесс активного восприятия и критического осмысления информации с целью включения в собственный контекст. Рефлексивное письмо подразумевает отражение на бумаге активного процесса восприятия информации: учащийся фиксирует не поток информации, а те идеи, которые он так или иначе выделил для себя.
Развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) понимается как рефлексивная деятельность в обучении, основывающаяся на глубокой проработке информации в сопряжении с личным опытом.

В основе технологии РКМЧП – модель, состоящая из трех фаз:
вызов,
смысловая стадия,
рефлексия

Вызов предполагает обращение учащегося к собственным знаниям, опыту и умениям. Он формулирует для себя вопросы, на которые впоследствии желает получить ответ, ставит цели, независимые от целей его группы.

Смысловая стадия предполагает реализация учащимися целей, заявленных на стадии вызова за счет материала, воспринимаемого с интересом.
На фазе рефлексии учащиеся анализируют выполнение поставленных задач и достижение заявленных целей.
Перейти к описанию секции на фестивале…

Чернов Дмитрий© chernov.pro