Как стать креативным и инновационным?

Сегодня слово “инновации” не употребляет разве что ленивый. Ради интереса посмотрите описание на продуктах, которые вы покупаете. Инновционный шампунь, инновационный йогурт, инновационная технология, инновационная компания. Казалось бы совсем не давно каждая вторая компания заявляла о себе не иначе как “креативная”, сегодня они уже называют себя “инновационной”. Давайте подмаем, что кроется за этими, казалось бы уже матерными, словами?

Креативность — (созидательный, творческий) — творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одарённости в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем

Инновация – это внедрённое новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком. Является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации. Примером инновации является выведение на рынок продукции (товаров и услуг) с новыми потребительскими свойствами или качественным повышением эффективности производственных систем.

Получается, что инновационные или креативные организации – это организации основанные на знаниях. И в этом нет ничего странного, ведь двацать первое столетие уже окрестили веком мозга. Но что значит организация основанная на знаниях? Как в организации происходит процесс накопления знаний? Зачастую всё сводится к прокачке персонала серией тренингов. Здесь ситуация ничем не отличается от школы или инстутута: руководитель гонит работников табуном на тренинг, тренер рассказывает что-то из разряда “вот был пример и они сделали так”, работники наслаждаются кофебрейком. И все замечательно, пока тренинг не закончится.

А потом карета превращается в тыкву.
Персонал наслушавшись “кейсов” возвращается в свои офисы, заряд энергии кипит (у кого от внеплановго отдыха, у кого от задора тренера) и вся мотивация сливается, когда нужно оценивать результаты или же при первой не стандартной ситуации. Чтобы все понимали, “кейс” – это описание какого то ни было случая на примере конкретной (в лучшем случае)  компании . Т.е что сделала компания для увеличения продаж, как кто-то выходил из кризиса, как кто-то повысил лояльность клиентов и т.п. Считается, что чем больше вы знаете “скрытых техник”, “креативных приемов”, “волшебных таблеток”, то у вас растет поле для маневров. Каждый кейс как ключик к конкретной ситуации и чем больше у вас этих “ключиков” тем больше вы можете вскрыть ситуаций для себя и своей компании.

Звучит хорошо, но только на словах. Как мы знаем – дьявол кроется в деталях. И то что получилсь у кого-то, совсем не факт сработает еще раз, ибо огромное колличество факторов изменилось. Ключики чужих компаний оборачиваются только временными, денежными и производственными потерями.

Что же, все тренинги обман и фуфло? Конечно же нет, даже разбор кейсов является очень полезной штукой, но только в том случае если вы понимаете принцип, а не слепо копируете полученную информацию. Но для этого нужно думать, а думать сложно, даже в школе этому не учат. В школе идет начитка материала и просьба его повторить на экзамене. Та же ситуация в институте, и её же часто переносят на корпоративные тренинги.

Не знаю как вы, но я не так много помню из школьной программы. По некоторым предметам я даже не вспомню обложку учебника, преподавателя и т.п. Все мои воспоминания носят зачастую эмоциональный характер, т.е. я прекрасно помню как выворачивался у доски, прогуливал уроки и то что сероводород пахнет тухлым яйцом =). Думаю ваша ситуация не сильно отличается от моей. Получается, что мозг запоминал информацию, но почему-то не ту.

Выход есть.

Как же заставить мозг запоминать нужную информацию? Вывод напрашивается сам собой – нужно добавить эмоции, текстуры, запахи… т.е. создавать более прочтные ассоциации с изучаемым материалом. Самый простой пример такой технологии я описывал в статье “Как запомнить планеты Солнечной системы” и лишь эта технология позволит вам запоминать больше и проще. Тот же принцип можно применить к запоминанию дел на день, список покупок или подготовку к экзамену. Но это всего лишь одна технология из множества существующих. О некоторых я пишу в блоге, но как говорится, прочитать – это одно, а сделать – совсем другое. Поэтому я считаю, что в первую очередь инновационные, креативные или же организации основанные на знаниях – должны обучать своих сотрудников методам мышления и методам работы с информацией, а не тупой начитке материала.

Если вы хотите поближе познакомиться на практике с различными методами мышления, то советую подать заявку на клубы мышления, которые я периодически буду организовывать в нашей Школе Мышления. Участие в клубах мышления – бесплатное, длительность встречи – час. На этих встречах мы отрабатываем различные методики на реальных задачках. Кстати, задачки так же можно присылать мне в личку в контакте или facebookе.

Для любителей фундаметального обучения с сертификацией могу предложить посетить 5-7 июля “Фестиваль педагогических технологий” на нем я веду 6 секцию и буду рассказывать о технологии “6 шляп мышения“. Так же на фестивале можно будет научиться другим технологиям мышления: ТРИЗ (Теория Решения Изобретательских Задач), Позиционный метод, Парное обучение, Эйдетика, Латеральное (параллельное) мышление, Интеллект-карты… Более подробно о этих методиках можно узнать на страничке фестиваля.

Чернов Дмитрий© chernov.pro