Почему мы верим в призраков и прочие небылицы.

Я задумался, как легко многие верят в колдунство цыганок, бабкину порчу, демонов, бесов, кикимор… продолжите сами. Почему же так происходит? Почему в чудо молитвы поверить проще, чем в квалификацию врача?

Возможно причина в том, что наш мозг устроен так, что мы постоянно строим причинно-следственные связи. Например, если вы видите краешек ботинок из-за занавесок, значит там кто-то стоит. Если в вагоне стоит одинокая сумка, значит в ней бомба…

Давайте начнем с древнейших времен. Если наш предок идет с дубиной по лесу в поисках пищи и слышит шум в кустах, то представляет себе медведя и убегает со всех ног. Тем самым он выжил, цена ошибки очень мала – максимум он потерял дубину. Т.е. если там был просто олененок, то ничего страшного. Но что если предок не поверил и там был действительно медведь? Земля ему пухом. При таких результатах естественный отбор будет способствовать выживанию только легко верующих людей.

Т.е. мозг придумывает связь и верит в неё, пока не опровергнет. В то время как наука, сначала должна доказать, прежде чем во что-то поверить. В случае с наукой нужно произвести на много больше действий, особенно умственных.

Но есть и другой момент. Мы себя не очень хорошо чувствуем, когда не можем что-то объяснить. По этому ВСЕГДА находим объяснение ВСЕМУ. Древние люди, когда не могли объяснить что-то логически, объясняли мифами… это легко запомнить, это похоже на правду… это сложно опровергнуть 🙂

Удивительно, но наша способность верить во всякую ерунду на прямую зависит от работы нашего мозга. Точнее от вещества которое он вырабатывает – дофамин. Дофамин незаменим при обучении, т.к. ускоряет обмен информации между нейронами, но когда его слишком много, то становится сложнее из всей информации выбрать значимую, точнее он не выбирает, а перерабатывает её всю. При высокой концентрации дофамина человек видит прямую связь между прочитанным в газете событием и углом открытия форточки. В результате все это может вылиться в паранойю.

Но не будем вдаваться в крайности. Рассмотрим житейские виды верования, чем они плохи? Казалось бы чем плохо верить в сказку? Собственно в сказку верить не плохо, когда речь идет о леприконах или зубных феях. Более того, фантазии отлично развивают правое полушарие у детей. Проблема возникает, когда мать вместо похода к врачу, начинает лечить больного ребенка молитвой или заговорами. Это уже не безобидная вера в сказку, на кону жизнь ребенка. Копнем еще дальше и рассмотрим веру в превосходство одной нации над другой – и на кону уже миллионы жизней…

Вера еще на столько устойчива, что истории о ней передаются со скоростью молнии. Когда кому-то помогла молитва – это становится сенсацией и разлетается по всему сообществу. Но никто не упоминает, о тысячи других случаях, когда эта молитва не сработала. Т.е. как только мы видим совпадение с нашей верой или интуицией, то кричим об этом всем и всячески закрепляем успех в голове, а когда ошибаемся… то просто не обращаем на это внимание, или находим причину неудачи в судьбе, малых стараниях, черных котах, сглазах, проказе бесов…

Как мы уже рассмотрели, верить и строить сумасшедшие связи это естественный режим работы мозга и его можно использовать с толком, например в методе синектики, в других же случаях лучше использовать тот же мозг для отделения реальных причин от мнимых, чтобы не навредить себе и окружающим. Я знаю только один действенный метод мышления для этого – наука.

п.с. после публикации статьи сразу же получил комменты “наука объясняет не все”, конечно, зато гадалка с шаром объяснит всё =) Пробелы в науке – лишь повод для новых свершений и открытий, а не основания для объявления её несостоятельности.

Чернов Дмитрий© chernov.pro