Интеллект-карта или Mind Map

Итак, мы уже в предыдущей статье рассмотрели, что мозг воспринимает информацию образами, и быстрее всего он вспоминает, ту информацию, которую он запомнил сразу несколькими органами чувств. Если я попрошу вас вспомнить “яблоко”, то вы вспоминаете его форму, запах, вкус, цвет, ощущение в руке, вес… т.е. в совокупности этот набор информации и формирует яблоко. А если я вас попрошу вспомнить события 1877-1878 годов? Даже люди любящие историю – напрягут мозг. Видите, всего один канал позволит вспомнить что было в эти дата – банальное воспоминание, других ассоциаций нет.

К тому же чем чаще мы что-то вспоминаем, тем прочнее это заседает в нашей голове. Яблоко вы видели/держали/вспоминали гораздо чаще чем события 1877-78 годов. Кстати это даты русско-турецкой войны.

На основе этой информации Тони Бьюзен совместно со своим братом Барри разработали теорию интеллект-карт (Mind Map) и представили её миру весной 1974 года.

Интеллект-карты или Mind Map

пример интеллект-карты (Mind Мap)

Интеллект-карта – это графическое выражение процесса мышления. Причем по своей структуре очень похожа на упрошенную модель сети нейронов о которой я писал в предыдущей статье. Такое предоставление информации задействует сразу несколько “путей” запоминания: цвет, толщина, структура вложенности, образы-картинки, логические цепочки ассоциаций.

Интеллект-карта имеет следующие отличительные черты:

  1. центральный объект внимания или изучения, который чаще используется в виде образа
  2. основные темы в виде отходящих ветвей, отходящие от центрального образа
  3. вторичные ветви (идеи/ассоциации) отходящие ветвей более высокого порядка
  4. ветви формируют связанную узловую систему

Качество карт улучшаются изменением размера шрифта, разными цветами, изображениями или пиктограммами и т.д.

Идея в том, что глядя на карту тут же понятно что за чем следует, информация записанная в виде образов воспринимается гораздо быстрее, чем та же запись в виде слов.

Проводили эксперимент, как большинство людей записывает полученную информацию. Раздали бумагу и цветные ручки. И попросили записать лекцию для её дальнейшего воспроизведения. В 95% случаев это был конспект, изредка с выделенными другим цветом ключевыми словами или нумерованными списками. Испытуемые просили говорить лектора чуть медленнее жалуясь на то, что они не успевают записывать информацию. Т.е. во время обучения они были сосредоточены на записи, а не на попытках понять или осмыслить материал. В процессе воспроизведения лекции, испытуемым нужно было достаточно много времени на прочтение материала и на поиск нужного момента если они сбивались.

Думаю вы уже поняли к чему я клоню. Использование интеллект-карт позволяет

  • сократить время на запись лекции на 50%-90%, 
  • увеличить время на чтение записи на 90%
  • сконцентрировать внимание на причинно следственных связях материала и фиксировать их
  • запоминать ассоциациями, а не зазубриванием

Технология построения интеллект-карт

  1. Всегда начинаем работать с центрального образа. Это может быть заголовок темы, картика, идея, результат которого нужно достичь…
  2. По возможности как можно чаще используем графические образы (карикатуры, наброски, изображения) т.к. они воспринимаются гораздо быстрее чем буквы и сокращают запись.
  3. От центрального образа проводите ключевые ассоциации или идеи. Если вы ведете конспект, то это могут быть основные темы лекции.
  4. Далее развиваете базовые ветки.

Если вас интересует подробное изучение технологии построения и использования интеллект-карт, я приглашаю вас посетить отличный тренинг “Интеллект-карты. Учимся Учиться
Я думаю будет проще один раз увидеть, чем сто раз услышать. Посмотрите прекрасную интеллект-карту Марии Смирновой (руководитель сайта началка.ком) на которой объясняется зачем нужен блог класса в школе. Думаю вы легко все сможете понять (для перехода кликните на изображение или пройдите по ссылке http://bit.ly/xOERnW)

 p.s не забываем жать на кнопки внизу, если статься понравилась =)