Методы мышления: APC (урок 07)


Поймал Дракон в лесу Волка, говорит ему:
– Смотри, записываю: “Волк, серый, одна штука”. Сегодня придешь ко мне на обед, я тебя съем. Понял?
– Понял.
– Есть вопросы?
– Hет.
Пошел Волк понурый.
Идет дальше Дракон по лесу. Поймал Лису.
– Смотри, Рыжая, записываю: “Лиса, рыжая, хвостатая, одна штука”. Сегодня придешь ко мне на ужин я тебя съем. Поняла?
– Поняла.
– Вопросы есть?
– Hет.
Пошла Лиса, закручинилась. А Дракон дальше идет. Поймал Зайца, говорит:
– Смотри, Косой, записываю: “Заяц, серый, уши длинные, одна штука”. Завтра придешь ко мне на завтрак, я тебя съем. Понял?
– Понял.
– Вопросы есть?
– Есть.
– Задавай!
– А можно не приходить?
– Можно. Вы-чер-ки-ва-ю!


Этот анекдот демонстрирует нам, что порой мы не всегда рассматриваем все альтернативы и варианты. Следующий инструмент мышления, так и называется – Альтернативы, Возможности, Выбор или APC(Alternatives, Possibilities, Choices).


Когда перед нами стоит выбор, то может показаться, что альтернатив не много или их нет вобще, однако проявив сознательное усилие над их поском – практически всегда их можно обнаружить.


Дело в том, что как только мы находим объяснение кажущееся нам логичным, то для нас не естественно искать другие трактовки. Однако приложив сознательное уислие по поиску мы сможем их обнаружить. Ведь наиболее вероятное решение не обязательно самое очевидное. 


Как видно – метод подхдодит не только для поиска решения, но и для поиска объяснений произошедшего эксперимента или действия.


Так же инструмент помогает бороться с эмоциями. Если кто-то рьяно отстаивает свою точку зрения, предложите ему сделать APC. Если у него получится, тогда он либо изменит свое мнение, либо будет придерживаться исходного, но уже основываясь на фактах и предпочтениях, а не эмоциях.


Давайте рассмотрим на примере: 
В канаве найден автомобиль, за рулем которого мертвый водитель. Что могло произойти?

  •  водитель мог уснуть за рулем
  •  могла произойти неполадка с машиной
  •  возможно он пытался объехать выбежавшого зверя на дорогу
  •  быть может его ужалила пчела и случился сердечный приступ
  •  постарайтесь продолжить список.


Мне кажется  достаточно понятно как пользоваться этим методом, 
теперь попробуйте самостоятельно:

  1. Отличник сознательно делает ошибки в контрольной работе, зачем?
  2. Соседи громко включили музыку. Какие у вас есть альтернативы в данный момент, в будущем?
  3. Мужчина в баре попросил стакан воды, женщина налила и когда отдала, то громко крикнула. Зачем?


При использовании метода важно иметь ввиду следующие принципы:

  • Если вы сами не можете найти никаких альтернатив, нужно спросить кого-нибудь другого.
  • Нужно продолжать поиск альтернатив, пока не найдется то, что вам действительно нравится.
  • Альтернатива почти всегда есть, даже если сперва кажется, что нет никакой.
  • Невозможно установить, что очевидное объяснение – самое лучшее, пока не рассмотришь другие.
  • Искать альтернативы, когда что-то не нравится, просто, но когда все идет хорошо, для их поиска требуется сознательное усилие.

Если я что-то упустил – пишите в комментах.

Срезюмируем:
Когда вам нужно принять решение или предпринять какое-то действие, сначала может показаться, что в вашем распоряжении не так уж много вариантов. Но если вы их станете искать, может оказаться, что альтернатив больше, чем вы думали. Точно так же, когда вы смотрите на ситуацию, всегда есть очевидные объяснения. Но если вы станете искать альтернативы, может оказаться, что существуют и другие возможные объяснения, которые вам не приходили в голову.

p.s не забываем жать на кнопки внизу, если статься понравилась =)